Сейчас во многих СМИ идет грязь на Егора. Представляю Вашему вниманию публикацию о молодом и удачливом Егоре Титове, получившего в 2000 году приз «лучшего игрока России».
Весьма учтиво и благодарно отозвавшись на известие о своей победе в традиционном опросе еженедельника «Футбол», Егор не преминул заметить: «Последние несколько лет подряд «Спартак» неизменно становится лучшей командой в стране, так что постоянно приходится находиться в фокусе внимания газет и телевидения. Можно сказать, привык уже. Понимаю, не столько в моей личности дело — просто было бы странно, если б лучший игрок чемпионата оказался не из «Спартака». Все справедливо: потесни нас какая-нибудь команда с первого места, логичнее было бы тогда говорить все время о ней. Но пятый год подряд «золото» выигрываем именно мы…»
Признаем, хоть и незатейлива аргументация нашего лауреата, но не становится от этого менее убедительной. Ну а что до него лично, то, пожалуй, ни один российский игрок не сравнится нынче с Титовым по числу упоминаний во всевозможных масс-медиа: количество появившихся интервью за один только сезон, вполне возможно, с лихвой перекроет данные им ответы за всю предыдущую карьеру. Оттого и мы, дабы избежать неминуемых повторений, решили на этот раз вместо традиционного, как прежде, интервью с лауреатом журналистского референдума предложить ва шему вниманию некий взгляд на игрока со стороны. А чтобы максимально исключить возможный в таких случаях субъективизм в оценках, призвали в союзники самых близких Егору людей. Кстати говоря, тех людей, без участия в его судьбе которых, может, и не стал бы он сегодня лучшим футболистом России 2000 года.
ХАРАКТЕР И ФУТБОЛ. ИЛИ ФУТБОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР?
Впервые в основном составе «Спартака» Егор Титов появился в середине 1995 года. Дебют 19-летнего центрального полузащитника произвел однозначно благоприятное впечатление. Не случайно до конца того сезона новичок успел поучаствовать практически во всех оставшихся играх чемпионата. Следующий же сезон он начал уже полноправным игроком стартового состава. В пяти полностью проведенных чемпионатах России ровно столько же пять! — завоеванных медалей наивысшей пробы
Потрясающий результат,правда ли?
Однако при всем этом парадокс заключается в том, что Титов, персона, отнюдь не является для журналиста, называется, находкой. Ввиду отсутствия, скажем лихости сюжетных колли; Уж больно у него все легко как-то получается, я даже сказал, правильно: школа — дубль — «основа» — молодежная сборная — первая… Шаг за шагом. Ступень за ступенью. И все в одном клубе - «Спартаке». И все так чино, размеренно, поступательно.
Ни тебе головокружительных взлетов, ни, соответственно, леденящих душу падений, ни других пестрых, расцвеченных самыми яркими красками картин кои магнитом притягивают болельщика.
Но не в этой ли сплошной прямой (причем, заметьте, всегда по возрастающей!), не в этом подчеркнуто последовать ном движении и заключается самая главная загадка Егора Титова? А разгадка в характере.
Серьезен. Последователен. Основателен. Целеустремлен…
Но посмотрите только его действиями на поле разве и там он не такой?
И та легкость, с которой ему все вроде бы так просто удается, штука на самом деле обманчивая.
ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРЕЛОСЬ ПЛАМЯ
Анатолий КОРОЛЕВ, первый тренер
watch man on the moon online
— В спартаковскую школу семилетнего Егора привел его двоюрный брат. На просмотре все сдавали, естественно, какие-то тесты, а этого паренька я, знаете, взял и зачислил сразу — без каких-либо предварительных экзаменов. Такое, увы, не часто бывает, но буквально видел перед собой маленького футболиста. Взять походку хотя бы. Даже в ней каким-то непостижимым образом угадывались футбольные движения.
Скорость, ловкость, координация — все при нем. И, что было особенно важно, мозги уже по футбольным меркам работали очень даже прилично. По всему было видно, что парень с хорошим движением и довольно часто играет в футбол. По крайней мере, значительно больше своих сверстников.
Вот такой уверенной футбольной походочкой он и пошагал дальше. Что меня всегда в нем поражало, так это прямо-таки беззаветная, огромная любовь к футболу. Зимой, помню, как ни выйдешь из школы, а Егор обязательно с кем-то на переменке уже мяч гоняет! Доставалось им, конечно, от меня регулярно за это. А как же иначе? Мороз, холодно, а они одеты кое-как. У нас ведь часто и по две тренировки в день было, а ему все равно мало. С другой стороны, посудите сами: сегодня — чуть-чуть, завтра — чуть-чуть, так по чуть-чуть и накапливалось мастерство.
Он, кстати, во что угодно играл довольно прилично. Хоккей, волейбол, баскетбол, теннис… Словом, игровичком считался первостатейным. И сухарем футбольным никогда не был — у него хороший слух, музыку любил, да и вообще многим по тем временам интересовался, с большим кругозором парень. Добрый, спокойный и веселый в жизни, но на поле — будь здоров! Спуску никому не давал.
Поначалу, правда, уж больно худощав был. Куда, думаю, такого на черновую работу ставить? Если и были когда у меня с ним проблемы, то исключительно с физическим развитием связаны, но тут уж, как говорится, против природы не попрешь. Так что играл сначала нападающим. Позже, когда силенки прибавилось, стал его немножко к середине поля оттягивать, с его-то пониманием игры — оптимальное место.
Конечно, «доброжелатели» со стороны, как это частенько водится, то и дело нашептывали: «тачковоз» он у тебя, мол, медлительный какой-то… В ответ лишь смеялся, и только. Я-то лучше других представлял себе, на что этот парень способен.
Мы в ту пору в основном с динамовской школой соперничали. Так вот Егор однажды приболел, но все равно на игру приехал и, представьте себе, практически в одиночку матч вытащил, гол забил. И таких примеров я могу привести немало. От борьбы он никогда не уклонялся, пока хоть единственный шанс для него в единоборстве сохранялся. И в таких ситуациях он всегда быстро ориентировался, благо изобретательности на поле ему было не занимать — чтобы и соперника обыграть, и от ненужного столкновения уйти. Впрочем, доставалось ему всегда…
ФИРМЕННАЯ ЗАКВАСКА
Применительно к спартаковцам частенько можно услышать заштампованные фразы типа «привитой психологии победителей» или некоторые сентенции о пресловутом «спартаковском духе». Общаясь время от времени со многими игроками команды, я непременно задаю вопросы на эту тему. Согласитесь, довольно любопытно и то, как нынешнее поколение спартаковцев воспринимает выражения, употребляемые уже десятки лет, как понимает их. Да и то в первую очередь, насколько они соответствуют действительности, жизненны. Самым лаконичным и исчерпывающим, на мой взгляд, получился ответ у Титова: «Понимаете, я с 7 лет в «Спартаке». И уже с этого раннего возраста быстро приучился к тому, что любое место, кроме первого, любой результат, кроме победы, для моей команды является неудачей. Приходило это как-то само собой, уже в самой первой моей, еще детской спартаковской команде. И теперь, независимо от соперника, я даже и мысли не допускаю, что может быть иначе».
В плане понимания всех тонкостей и нюансов спартаковской игры Титову, мне представляется, помимо изначальной одаренности, о которой свидетельствует Королев, в значительной степени помогла и сама система, четко выстроенная в спартаковской школе. Начиная с самого юного возраста каждого ее воспитанника тренеры ориентируют на поле исключительно на те задачи, которые стоят перед футболистами разного амплуа главной команды. Причем, переходя из одной возрастной категории в другую, требования эти остаются неизменными: у каждой позиции в защите — своя единая для всех команд специфика, в полузащите — своя, в нападении — своя. Не будем забывать, что Егор преодолел всю эту вертикаль, как говорится, от и до.
Виктор ЗЕРНОВ, тренер Титова в дублирующем составе «Спартака»:
— Когда Егор попал в мои руки, он уже обладал не только хорошей технической базой, но и приличным тактическим мышлением. Потому я, ничуть не сомневаясь, сразу же поставил его на место разыгрывающего в центре поля.
В «дубль» мы его взяли в конце 1992 года, а уже на следующий сезон отчетливо стали просматриваться его недюжинные задатки диспетчера команды. К тому времени и удар у него уже был поставлен превосходно. Я могу долго перечислять те матчи, в которых забитые им мячи иначе как маленькими шедеврами назвать нельзя. И это в шестнадцать-то лет!
Конечно, изрядную долю своей души вложил в него первый тренер. За все время нашей совместной работы я не помню ни одного случая, чтобы Егор опоздал на тренировку, про какие-то там проблемы с режимом, как у некоторых, и говорить нечего — ни единой претензии. Все это, безусловно, большая заслуга Королева.
Думаю, что работать с Егором не составит никакого труда любому тренеру — он впитывает, как губка, все, что ему говорят, с ним никогда не было конфликтов.
ПЕРВАЯ ПОБЕДА-САМАЯ ПАМЯТНАЯ
Быть в «Спартаке» и не быть максималистом — невозможно. Статус обязывает. Тем более своего, доморощенного воспитанника. Помню, в самом начале сезона я спросил у Титова, допускает ли он возможность того, что «Спартаку» на этот раз не удастся выиграть российское первенство. Вот каким был тогда ответ: «Нет — однозначно. Высоту такую мы установили себе сами и снижать ее просто не имеем права. Перед каждым сезоном задача у нас одна — доказать, что мы лучшие».
Егор Титов по-прежнему убежден, что такими победами пресытиться просто невозможно. Что, впрочем, не мешает ему из пяти своих чемпионских титулов особо выделять один — самый первый. Во всех последующих (включая и нынешний, в чемпионате-2000) не было уже, по его словам, той безумной радости, которая обуревала в 96-м. Но вместо нее пришло чувство удовлетворения, как говорит Титов, от хорошо выполненной работы, от достижения высокой цели.
Что ж, метаморфоза сия вполне понятна и объяснима: по эмоциональному восприятию то, что происходит впервые, ни с чем не сравнится. И потом Егору в том памятном году едва исполнилось 20, и это был первый для него полный сезон в «основе». Также дебютировавший тогда в качестве главного тренера «Спартака» Георгий Ярцев не побоялся доверить одну из ключевых позиций совсем еще молодому игроку. Далеко не сразу, а только спустя некоторое время после драматичной переигровки за 1-е место с «Аланией» на переполненном стадионе в Санкт-Петербурге, Егор по-настоящему осознал, какое огромное событие свершилось в его футбольной карьере
Георгий ЯРЦЕВ, главный тренер «Спартака» в 1996 году:
— В тот год я четко понимал одно: Титову необходимо было дать
шанс почувствовать себя полноправным игроком основного состава, да и вообще — нужным и значимым в команде. И он не подвел, влился в состав совершенно безболезненно. Мало того, внес в общекомандные действия собственную изюминку. Очень важно заметить при этом, что его импровизационные ходы никогда не выпадали из общей структуры игры.
В тот год, если помните, состав «Спартака» значительно омолодился. Ему, конечно, полегче было проявлять лучшие качества в окружении ребят своего поколения. Обстановка царила доброжелательная. Да и сам он во многом этому способствовал: парень он прямой, открытый — вот и тянулись к нему остальные.
И еще одна важная деталь. Футболисты его амплуа, даже самого высокого класса, частенько любят покрасоваться с мячом в центре поля, поиграть, так сказать, на зрителя. Егора от них выгодно отличает то, что он никогда не позволяет себе, образно говоря, тянуть одеяло на себя. Все его действия подчинены исключительно командным интересам. Словом, уже тогда его футбол был умен и грамотен, зрел не по годам. Уверен, эти качества невозможно натренировать. Это редкостный дар, вне всякого сомнения.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ВРЕМЕН
Ярцев — вообще знаковая фигура для Титова. Некоторое время спустя они стояли бок о бок на помпезной церемонии нового приза в российском футболе — премии «Стрельца». Один — как лучший тренер года, второй был признан главной надежд России. Тогда-то, в разгар торжества, Ярцев и сказал Титову: «Что ж, поздравляю тебя, Егор. Вот попомни мои слова, через годик-два лучшим в России игроком будешь!»
ОЛЕГ РОМАНЦЕВ, главный тренер «Спартака»:
— Титов по-настоящему любит футбол. Скромный в жизни, он буквально преображается на поле.
Его сильные качества заключаются в великолепном видении поля и высокой культуре паса. И обратите внимание при этом, какой огромный объем работы он выполняет. Держа все нити командной игры в своих руках, он постоянно открывается для приема мяча. Физические возможности позволяют ему находиться в хорошем состояниипрактически весь сезон. Титов — типично спартаковский игрок. Он обожает выдумку, импровизацию на поле, а главное— любит и умеет играть на команду.