О настроении команды накануне решающих игр со словенцами корреспонденту "Спорт-Экспресса" рассказал капитан российской сборной Андрей Аршавин.
ВЕЛЛИТОН СБОРНОЙ РОССИИ НЕ НУЖЕН
- Перед визитом в сборную вы намеревались вступить в "Клуб 100", но забили "Вулверхэмптону" всего один гол, а не два. Сильно расстроились?
- На самом деле я, конечно, не рассчитывал, что обязательно забью в Вулверхэмптоне два мяча, а сказал об этом в шутку, поэтому расстраиваться даже не собирался. Но когда меня заменили за 15 минут до конца, а Росицки, перешедший на мою позицию, не реализовал очень выгодный момент, я не удержался - сказал на скамейке, что на его месте забил бы обязательно, потому что мотивирован был бы на все сто.
- Шутки шутками, но история футбола знает много случаев, когда великие игроки надолго останавливались перед заветным рубежом. Один пример Пеле, которому долго не удавалось превратить 999 голов в тысячу и который сделал это лишь при помощи пенальти, чего стоит!
- Ступор может случиться только в том случае, когда постоянно думаешь об этом сотом или тысячном голе. Я же после "Вулверхэмптона" даже не вспомнил о нем ни разу. Хотя вы правы - чем быстрее забьешь, тем лучше.
- Это станет каким-то дополнительным личным стимулом перед Словенией?
- Абсолютно нет. Разве нужен вообще дополнительный стимул, когда на кону путевка на чемпионат мира?
- И какой вы нашли команду на первых тренировках перед борьбой за эту путевку?
- Настроение великолепное - все просто рвутся на поле. А вот что из этого получится, увидим в субботу.
- Что может помешать превратить хорошее настроение в голы и победу?
- Соперник. Думаю, у него настрой не хуже нашего.
- К сопернику еще вернемся, а пока продолжим о нашей команде. Ноябрь всегда считался у нас плохим футбольным месяцем, поскольку российский сезон уже на излете и говорить о какой-то свежести не приходится…
- Мне кажется, это всего лишь стереотип мышления. Играть можно и нужно в любое время года.
- Но есть же какие-то объективные вещи - усталость в конце трудного сезона, к примеру. Или, напротив, отсутствие игровой практики, как случилось сейчас с Жирковым и Павлюченко.
- Проблемы опять же могут быть в любом месяце. Да, у нас есть кадровые вопросы, о которых вы упомянули, но разве весной или летом не было травм или, допустим, чьей-то плохой формы? Посмотрите на это с другой стороны: чемпионаты мира и Европы всегда проводятся по окончании европейского сезона. Но никто не жалуется - все звезды едут на турнир и стремятся показать там лучшую игру. И многим ведь удается.
- А верно ли утверждение, что на один-два матча можно собраться всегда, даже находясь не в лучшей форме?
- Наверное, да. Во всяком случае, на один матч - совершенно точно. А такие две игры, как сейчас, вполне можно рассматривать как единое целое.
- У вас лично сейчас самый необычный ноябрь в карьере. Обычно это был конец сезона, сейчас же - его разгар, да еще и после двух межсезонок в течение одного года. Как переживает такие пертурбации организм?
- Свежести и легкости я точно не чувствую. Но говорить о том, что организм по привычке собирается выключиться, совершенно не приходится. Да и не припоминаю я, чтобы ноябрь раньше чем-то сильно отличался от предыдущих месяцев. Мне гораздо интереснее, как мой организм захочет играть в футбол в канун Нового года.
- В Лужниках надо забивать как можно больше, а у наших форвардов в последнее время было довольно много персональных проблем. Тревоги в связи с этим нет?
- Никакой. Да, может, не все нападающие сборной России выглядели в последнее время ярко, но, имея пять форвардов весьма приличного класса, хороший вариант можно найти всегда. Надо только выбрать и угадать.
- Угадать или все-таки просчитать?
- Это вопрос к тренеру. Именно ему предстоит выбрать, на что ставить - на объективные факторы последних недель или на собственное чутье, которое подскажет неординарное, но правильное решение. Главную же пищу для размышлений в любом случае дают тренировки, по которым видно состояние каждого из нас.
- То, что в центре словенской обороны играют богатыри, как-то скажется на выборе?
- Все эти разговоры о том, что против больших лучше играть маленьким или наоборот, - не более чем досужее теоретизирование. Тому же Месси все равно ведь против кого играть - что высокий защитник, что низкий останавливают его одинаково плохо.
- Заканчивая тему нападения: многие говорят о том, что надо дать российское гражданство Веллитону, который способен стать находкой для нашей сборной…
- Я против. Да, когда-то я приветствовал то, что сборная России по баскетболу приняла в свои ряды Холдена и он помог ей выиграть чемпионат Европы. Но в футболе такого представить себе не могу.
- А если бы Веллитон был русским, он пригодился бы сборной?
- Конечно, ведь это очень хороший нападающий. Но он - бразилец.
В ЧЕМ "ПОВИНЕН" ГУС
- Чем матчи плей-офф отличаются от обычных игр?
- Кубковой стратегией. В частности, в разы возрастает значение мячей, забитых на выезде. То есть цена каждой ошибки становится на порядок выше. Но стоит загрузить себя этим, как ошибки пойдут косяком. Надо просто выходить на поле и играть в футбол.
- Какие из ваших личных воспоминаний о матчах на вылет - самые яркие?
- Если брать один матч, то очень запомнилась игра с "Црвеной Звездой", в которой мы победили - 4:0. Просто у меня в тот день получалось практически все (белградский клуб был разгромлен в Санкт-Петербурге в 1-м раунде Кубка УЕФА-2004/05, а Аршавин в той игре записал на свой счет два забитых мяча и две голевые передачи. - Прим. "СЭ"). Если же рассуждать с точки зрения команды, то это, конечно, путь к завоеванию Кубка УЕФА. Вспомните противостояние "Марсель" - "Зенит" с 1:3 в гостях и 2:0 дома. Это же классика жанра! И еще одно подтверждение важности гостевого гола.
- То есть в субботу главной задачей станет не пропустить?
- Да. Забивать, естественно, тоже надо, и как можно больше, но не пропустить действительно важнее.
- Получается, главными действующими лицами станут не нападающие, а защитники?
- Отнюдь - если мы будем все время атаковать и прессинговать соперника, защите показать себя во всей красе просто не удастся.
- Насколько хуже начинать двухраундовый поединок дома?
- Ни капли не хуже, как и не лучше. Все зависит только от игры и достигнутого результата. Если ты победил, условно, 4:0 дома, то в гости едешь только для соблюдения формальности. А если в первой игре на выезде получил 0:3, то никакое свое поле не поможет.
- А велик ли шанс исправить в гостевом матче то, что плохо сделал в домашнем?
- Он, безусловно, существует. Смогла же сборная России обыграть Уэльс в Кардиффе после нулевой ничьей в Москве.
- Насколько тяжело настраиваться на темных лошадок?
- Надо выходить играть в свой футбол - все равно, темная лошадка перед тобой или светлая.
- Но вам-то было не все равно, кого нам выберет жребий?
- Это понятно - какие-то приоритеты есть всегда. Но выбор Словении был во многом предопределен тем, что мы ее не знали.
- Сейчас ваше мнение о подопечных Кека изменилось?
- Мы действительно посмотрели, как играют словенцы. В матче против Словакии сошлись две одинаковые команды, да и футбол был похожим. Просто в самом начале встречи у кого-то из словенцев получился сумасшедший удар, а потом, в самом конце, когда словаки понеслись вперед, быстрая контратака расставила все точки над i.
- А товарищеская игра вашего противника с Англией, когда родоначальники футбола, что называется, вымучили победу? Вы же ее тоже смотрели?
- Да. И если обобщить, можно сказать, что сборная Словении - очень неприятная, вязкая команда. Но играть с ней можно. А настраиваться в любом случае надо не на соперника, а на свой футбол.
- Большинство игроков российской сборной хотели Словению - и получило ее. Есть ли в связи с этим понимание того, что поражения вам теперь никто не простит? Да и вообще оно фактически перечеркнет всю жизнь нашей команды после Euro.
- Это все прекрасно понимают. Но лучше о подобной ответственности стараться не думать, чтобы не перегрузить себя. Мысли должны быть об игре, о том, как обыграть конкретного соперника. Не суждено нам выйти на чемпионат мира - значит, ничего с этим не поделаешь. Главное, чтобы потом не в чем было себя упрекнуть, чтобы было понимание: все, что мог, ты на поле оставил.
- Вы фаталист?
- Есть такой хороший принцип: делай, что должно, и будь что будет. Я всегда пытаюсь влиять на свою судьбу, но, оглядываясь назад, понимаю, что некоторые вещи были предопределены независимо от моих усилий.
- Можно ли в таких матчах, где на кону стоит очень многое, получать еще и удовольствие от футбола?
- Не можно, а нужно. Когда получаешь удовольствие от игры, результата добиться гораздо проще.
- Эти встречи очень важны еще и с точки зрения дальнейшего пребывания Хиддинка в нашей сборной. Держат ли это в головах футболисты?
- Не знаю, есть ли такое в головах, но все игроки, здесь собранные, понимают: так, как сейчас, может быть только при Гусе. И мы сделаем все возможное, чтобы наш главный тренер остался.
- А откуда такая уверенность, что "так может быть только при Гусе"?
- Из всего предыдущего опыта. Я не знаю, вполне вероятно, в будущем станет еще лучше, но так, как сейчас, точно не будет. В нашей сегодняшней игре и атмосфере внутри команды "повинен" один Гус.
ПЕРЕД ГЕРМАНИЕЙ ВЕЛ СЕБЯ НЕЕСТЕСТВЕННО
- В дни сбора перед Германией вы отказались от всех мероприятий, сейчас же пару раз выходили в свет. Решили, что быть естественным эффективнее?
- Понял, что в любых ситуациях надо вести себя так, как привык и как тебе удобнее. Задним числом осознал, что особым подходом к матчу с Германией я как бы поделил соперников на главных и второстепенных. А это в корне неправильно. Надо действительно делать то, что для тебя естественно и не раз уже давало результат, а не перестраиваться на то, как надо и как положено. Как говорится, лучше быть пьяным и фартовым, чем трезвым и нефартовым.
- Кстати, перед игрой с Германией вы признались, что для вас пожелание "ни пуха ни пера!" - катастрофическая примета. Кто-нибудь воспользовался этой информацией в дурных целях?
- Нет, недоброжелателей не нашлось.
- Еще одна цитата, теперь уже из вашего интервью после Германии: "Всем надо брать кассеты с Еuro-2008 и просматривать их весь этот месяц, чтобы понять, что именно мы можем потерять в будущем году". Сами такую кассету хоть раз доставали?
- Кассету - нет. Но недавно в интернете пересмотрел матч против Голландии с комментариями Георгия Черданцева. Очень понравилось, что он верил в нас с первой до последней минуты. И даже при голландском голе эта вера не иссякла - комментатор не дрогнул ни разу. А когда журналисты и болельщики до конца верят в свою команду, та играет лучше - это медицинский факт.
- А читали ли вы интервью Златко Заховича "СЭ"? Вот уж кто верит в свою команду безгранично.
- У каждого человека может быть свое мнение. И он молодец, что честно его высказал.
- Но оно просто должно добавить злости сопернику, то есть вам. Помните историю о том, как Валерий Газзаев вывешивал в раздевалке газету с интервью Ивицы Крижанаца?
- Не думаю, что кто-то из нас специально сфокусировался на том, что сказал Захович. Во всяком случае, обсуждать его точно не обсуждали. А уж Хиддинк тем более ничего подобного делать не станет.
- А что вообще обсуждали? Как "накручивали" друг друга?
- Никак не "накручивали". Более того, смеемся очень много.
- Это к добру?
- Увидим в субботу. Но такая атмосфера в команде в любом случае лучше мрачной серьезности. Она ведь свидетельствует о хорошем настроении, без которого ничего не добьешься.
СТАНЕТ ЛИ СЧАСТЛИВЫМ ПЕРВОЕ В ЖИЗНИ ОПОЗДАНИЕ НА САМОЛЕТ?
- После прилета в Москву со многими друзьями успели обсудить предстоящие матчи?
- А я практически ни с кем не общался. Прилетел только 9-го, да и то вечером, поскольку впервые в жизни опоздал на самолет.
- Как это вас угораздило? Лондонские пробки?
- Дело не в них. Я прибыл в аэропорт в рамках дозволенного и зарегистрировался на рейс за допустимые 40 минут. Но от регистрации до контроля дошел не за пять минут, а за восемь. А там нужно быть не позже чем за 35 минут до вылета. Я же пришел за 32. И меня не пропустили ни под каким соусом. Представляете?! Пришлось менять билет и лететь следующим рейсом.
- Может быть, родилась новая счастливая примета? Кстати, многие ваши партнеры утверждали, что никаких примет у них нет и не должно быть, потому что такие вещи закрепощают. А вы вот не боитесь признаваться…
- Хотя в душе согласен с тем, что лучше без примет. Не от Бога они. Но поскольку я, как человек, слаб, то верю в них. Однако только в хорошие! А вот плохие стараюсь забывать. На самолет в любом случае опаздывать больше не намерен.
- Нынешний ажиотаж сравним с тем, что был перед игрой с Германией?
- Сегодня его вообще нет! Наверное, соперник не возбуждает.
- А мне казалось, что возбуждать должна своя сборная.
- Для настоящих болельщиков так и есть. Но они и придут на стадион. А вот те, кто приходил на Германию только из-за статусности матча, явно отвалятся.
- У вас лично столько же заказов на билеты?
- Нет, из положенной нам нормы я взял только несколько штук.
- Жена с сыном опять будут в Лужниках?
- Да.
- А какой поддержки ждете от стадиона? После Германии многие говорили, что она была недостаточной или даже неправильной.
- Единственное, что мне не понравилось, - баннер с Родиной-матерью. Но, как слышал сейчас, на Словению вернут мишку, что абсолютно правильно и куда более корректно, не говоря уже о том, что он для нас оказался счастливым. В остальном, как мне кажется, поддерживали неплохо. Может, правда, не все 90 минут. А когда игрок чувствует, что его болельщики уже смирились с неудачей, у него самого руки опускаются. И, наоборот, если он дрогнул, но почувствовал при этом, что стадион сохраняет веру в него и гонит вперед, все еще можно исправить.
- Этому надо поучиться у английских болельщиков?
- Да, особенно у тех, кто болеет за "Ливерпуль".
- А вот Юрия Жиркова поразило то, как поддерживали своих игроков болельщики "МЮ" в матче с ЦСКА.
- Это он просто не выходил еще на поле против "Ливерпуля".
- То есть болельщики могут переломить ход игры?
- Конечно.
- Главной проблемой в матче с Германией стала реализация моментов…
- Я бы этого не сказал. Главной проблемой было медленное начало атак, то, что англичане называют build-up (я даже не знаю точно, как перевести, совсем уже обританился). Хотя, конечно, забей первым Быстрый, игра получилась бы совсем другой.
- Но моментов в таких матчах в любом случае много не дают…
- Сборная России даже в проигранном матче свои 4 - 5 моментов создает. Если бы мы всю игру висели на воротах Адлера, а немцы один раз перешли середину поля и выиграли 1:0, можно было бы говорить о реализации, но такого же не было.
- Неужели вы будете спорить с тем, что моментов у нас было больше?
- Это понятно, но если бы в счете вели мы, больше моментов имели бы немцы. Нет, если глобально, то мы проиграли в других вещах, хотя свои шансы, конечно, надо реализовывать.
ЖИРКОВА НУЖНО ВЫПУСКАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО
- Вы можете представить себя на чемпионате мира 2014 года?
- Сколько мне будет, 33? Ну, если сборная России станет настолько сильной, что один опытный ветеранчик, готовый выйти на замену на 15 - 20 минут, ей не помешает, то почему нет?
- А можете представить, что сборная России станет такой сильной…
- … что обойдется без Аршавина? (Смеется.) Я очень надеюсь на это.
- Только надеетесь или видите предпосылки для подобного развития событий?
- Увы, предпосылок пока нет. Для суперсборной нужно было совершить прорыв в детском футболе в начале века.
- Поэтому сидеть на лавочке и смотреть, как партнеры обеспечивают результат, вам, похоже, не придется. Но в 29 попасть на чемпионат мира все равно лучше, чем в 33.
- А почему одно исключает другое?
- Не исключает, но для первого вам надо обыграть очень неприятную, как вы сами сказали, команду. Противно играть с теми, кто сам не играет и другим не дает?
- Как я видел, они действительно все стоят сзади, причем действуют весьма слаженно и организованно, всячески замедляя игру. Но у каждой команды есть своя тактика, основанная на собственных козырях. Наша же задача - навязать им свой футбол.
- Недооценка соперника, о которой многие сейчас судачат, возможна хоть в какой-то мере?
- Недооценка соперника возможна всегда, но в субботу, уверен, ее не будет.
- Чем еще можно успокоить болельщиков, которые ждут семи часов субботы с нетерпением, но не без некоторой тревоги?
- Лучшее успокоительное средство - пятьдесят граммов водки или коньяка и к телевизору. Если и это не поможет, дозу можно увеличить, хотя тогда, думаю, будет уже не до футбола. Если же серьезно, то особых поводов для тревог нет. Напряжение перед Германией было куда более ощутимым. Но суть в том, что пресса и болельщики больше рассуждают о том, что происходит вокруг сборной, а думать надо непосредственно о футболе: как сыграть нашей команде, за счет чего можно победить и так далее.
- И за счет чего же можно победить?
- За счет быстрого футбола и полноценного использования флангов. А еще очень желательно реализовать первый же момент, тогда будет намного легче.
- Если говорить о флангах - насколько важно присутствие на одном из них Жиркова?
- В том, что он должен играть, у меня лично сомнений вообще нет. Что же касается его физической формы, то здесь решать самому Юре и тренерам. Но я бы поставил его при малейшей возможности.
- А Быстрова, который после нескольких феерических месяцев немного сдал в последних играх?
- Играть постоянно на феерическом, как вы говорите, уровне просто невозможно. Даже у Месси с Криштиану Роналду бывают блеклые матчи.
- Но что же получается - Жирков только-только набирает форму, Быстров прошел свой пик, и на фланги надежды мало? Значит… Знаете, на кого российские болельщики надеются больше всего?
- Намекаете на меня?
- Намекаю, но вы-то сказали, что свежим себя тоже не чувствуете.
- Я редко чувствую себя свежим, но это ни о чем еще не говорит. Более того, когда чувствую легкость за день до матча, игра обычно не удается.
- Перед легендарным матчем с "Ливерпулем" тоже свежести не наблюдалось?
- Если честно, ту встречу я провел не самым сильным образом, просто реализовал все свои моменты. Но на разминке перед игрой понял, что очень хорошо чувствую мяч, что он как-то сам собой ложится на ногу. И пришел к выводу: игра должна получиться.
- Значит, остается только пожелать, чтобы вы вспомнили эти ощущения в полседьмого вечера в субботу.
- Спасибо. Я же со своей стороны пожелаю всем настоящим болельщикам прийти на футбол и поддерживать сборную все 90 минут матча. Вместе мы точно победим.