Как известно, в Европе доходы футбольных клубов складываются из трех примерно равных составляющих: от продаж билетов, от продаж прав на телетрансляции и от коммерческой деятельности.
ЕВРОПЕЙСКИЕ КЛУБЫ, БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗАРАБОТАВШИЕ НА ПРОДАЖЕ БИЛЕТОВ
1. «МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД» (Англия) 127,7 млн. евро
В прошлом сезоне «Красные дьяволы» намного опередили все остальные клубы Премьер-лиги по числу зрителей, посмотревших матчи с их участием. В среднем на играх «Юнайтед» собиралось 55364 болельщика. Оно и не мудрено, «МЮ» – один из самых популярных футбольных клубов в мире. Около 330 млн. болельщиков по всему миру или около 5 % населения Земли болеют за манкунианцев. Самый дорогой билет при этом на «Олд Траффорд» стоит 44 фунта, а самый дешевый – детский, на стоячие места – 10 фунтов. Не далее как в январе, исполнительный директор «Манчестер Юнайтед» Дэвид Гилл на встрече с потенциальными инвесторами клуба рассказал о том, что «МЮ» рассчитывает повысить доходы от продажи билетов на матчи. Для этого количество дешевых билетов на «Олд Траффорд» будет сокращено в пользу специальных предложений, в соответствии с которыми зритель приобретает вместе с билетом на место премиум-класса напитки и закуски, входящие в стоимость места. В то же время рост стоимости билетов будет ограничен с учетом инфляции.
2. «АРСЕНАЛ» (Англия) 117,5 млн. евро
Лондонский клуб резко взметнулся вверх в данном списке после того, как была введена в эксплуатацию новая арена «Эмирэйтс». Новейшая суперарена удвоила доходы клуба от билетов и абонементов. При этом «Канониры» могли бы и посягнуть на рекорд «Манчестер Юнайтед», если бы пересмотрели билетную политику. По крайней мере, уже сейчас купить сезонный абонемент на матчи «Арсенала» желающих примерно тысяч пятьдесят.
Посещаемость матчей команды Андрея Аршавина в этом сезоне понизилась на 200 человек по сравнению с прошлым сезоном. По оценкам финансистов, каждый матч на «Эмирейтс» приносит «Арсеналу» около 3 миллионов фунтов.
3. «РЕАЛ» (Испания) 101,4 млн евро
Если по общей сумме доходов Королевский клуб обошел всех на этой планете, то по выручке от билетов «Реал» замыкает тройку. И это при том, что средняя посещаемость матчей «Реала» в прошлом сезоне была сопоставима с аудиторией «МЮ» (73157 зрителей).
Удивительно, но в текущем сезоне мадридцы не могут уже похвастаться такой любовью фанатов, несмотря на то, что летом Флорентино Перес купил Криштиану Роналду. Показатель посещаемости домашних матчей упал на шесть тысяч зрителей. В последнее время «Реал» сумел прибавить в доходах от продаж билетов и абонементов на 23% – за счет создания новых корпоративных лож на «Сантьяго Бернабеу».
4. «БАРСЕЛОНА» (Испания) 95,5 млн евро
Каталонский клуб стремительно поднимается вверх по этому показателю. С 2002/03 по 2008/09 доходы за игры выросли на 120%. Рост доходов от матчей связан с двумя источниками: увеличением числа членов клуба и ростом доходов за счёт посещаемости.
В 2003 году «Барса» запустила программу «Большой Вызов», целью которой было увеличить число членов клуба до 105 000. Она прошла успешно, и уже за год число членов клуба выросло на 20%, достигнув цифры в 130000. Эта цифра растёт и сейчас, на данный момент она составляет 170000. Цены на билеты поначалу поднимались на 20-40%, но в дальнейшем увеличивались только в связи с ростом инфляции. Но всё равно они остаются вполне приемлемыми – самые дорогие места на «Ноу Камп» стоят 900 евро. И, как правило, арена «Барсы» заполняется почти всегда.
Средняя посещаемость в этом сезоне составляет 78301 зритель на матче, с чем не может соревноваться ни один из клубов Европы. В 2004/05 были созданы 36 новых VIP-мест, и все они были проданы за два года. Клуб изучает способы расширения корпоративных возможностей стадиона и вместимости стадиона в целом.
5. «ЧЕЛСИ» (Англия) 87,4 млн евро
«Аристократам» тяжело тягаться с другими грандами в этом отношении, поскольку «Стэмфорд Бридж» вмещает всего лишь 41 тысячу. При этом руководство лондонского клуба объявило о замораживании цен на билеты в следующем сезоне. «Мы уверены, что подобный наш шаг четвертый год подряд – абсолютно правильное решение в интересах наших болельщиков в сложной финансово-экономической ситуации в мире», – заявил исполнительный директор клуба Питер Кеньон.
По его словам, руководство «аристократов» чутко прислушивается к требованиям своих фанатов и соответственно оценивает их преданность клубу. Несмотря на такую последовательную ценовую политику «синих», стоимость билетов на стадион «Стэмфорд Бридж» — одна из самых высоких в Премьер-лиге чемпионата Англии. Цена сезонного «взрослого» абонемента достигает 650 фунтов (более 900 долларов).
6. «БАВАРИЯ» (Германия) 60,6 млн евро
Мюнхенцы по посещаемости уступают в Германии дортмундской «Боруссии» – в среднем «Альянц Арена» собирает по 69 тысяч зрителей, но так как цены на игры «Баварии» самые высокие в стране, немецкий гранд в состоянии конкурировать с европейскими собратьями. Любопытно, что в свободную продажу поступает лишь 8 тысяч билетов, в то время как 37 тысяч являются владельцами абонементов, 7 тысяч приходят на стадион в качестве гостей, 10 тысяч – по специальным клубным программам.
7. «ГАМБУРГ» (Германия) 55,5 млн евро
Львиную долю доходов «Гамбурга» приносят билеты и абонементы, телевизионные права, продажа атрибутики. 60% местной арены, вмещающей более 50000 зрителей, занимают владельцы сезонных карт. 4500 мест отведены под дорогостоящие ложи. Что касается продажи отдельных билетов, то они продаются по шести различным категориям стоимостью до 85 евро. Кроме того, существуют еще и детские билеты от 6 до 14 евро. Так, будучи четвертой по посещаемости командой Германии, «Гамбург» сумел пробиться в мировую десятку.
8. «ЛИВЕРПУЛЬ» (Англия) 49,9 млн евро
Средняя стоимость билета на 45-тысячную арену «Ливерпуля» «Энфилд Роуд» составляет 25 фунтов. Но с помощью одноразовых билетов заполняется только половина арены. Все остальные места принадлежат владельцам сезонных абонементов. «Ливерпуль» давно начал подготовку к возведению новой арены «Стэнли Парк» на 61 000 зрителей (с возможностью последующего расширения до 73 000), выбрал для нее место по соседству со старым добрым «Энфилдом», утвердил проект и даже запланировал сыграть на ней матч открытия сезона-2011/12. Но уже наверняка не сыграет: американские хозяева клуба попали в затруднительное экономическое положение.
9. «ТОТТЕНХЭМ» (Англия) 46,3 млн евро
По итогам прошлого года «Шпоры» заняли девятое место в Англии по посещаемости домашних матчей с показателем 35900 зрителей на игре. Вся вина за это лежит на стареньком скромном «Уайт Харт Лейне», который вмещает 36310 зрителей. Однако, как пообещал президент клуба Леви, сезон 2012/2013 «Тоттенхэм» встретит на новой арене, которая вместит 56250 зрителей.
10. «НЬЮКАСЛ ЮНАЙТЕД» (Англия) 34,1 млн.евро
После этого сезона «Сороки» наверняка покинут десятку лучших, что связано с вылетом «Ньюкасла» из элиты по итогам прошлого чемпионата Англии, в котором «Юнайтед» занял третье место по посещаемости. Болельщики не отвернулись от команды и в текущем сезоне: средняя посещаемость домашних матчей «Ньюкасла» в чампионшип составляет 42509 зрителей на матче, что в 1,5 раза больше, чем у ближайшего преследователя «Дерби Каунти». Но без снижения цен на билеты дело не обошлось.
Источник: Еврофутбол