Новый тренер молодежной сборной – человек совершенно не кабинетно-столичный, скорее провинциально-рабочий, трудяга, привыкший всего добиваться своими силами. Как получилось так, что именно на его кандидатуре остановились в итоге футбольные чиновники? Чем их привлекла «темная», да еще и «рабочая лошадка»? С новым и долгожданным наставником молодежки мы встречаемся в промозглый столичный полдень на стадионе в Капотне, где тренирует местных юных талантов его сын.
КОМАНДЕ НЕ ХВАТАЕТ ТРЕНЕРОВ
– Борис Алексеевич, предыстория вашего назначения осталась за кадром. Да и ваше собственное мнение, почему среди списка кандидатов выбрали именно вас, интересует.
– Мою кандидатуру на пост главного тренера молодежной сборной предложил один из сотрудников ПФЛ. А в начале февраля позвонил Никита Павлович Симонян и спросил, действительно ли я готов возглавить команду. Получив утвердительный ответ, он сказал, что в скором времени мне может назначить встречу Виталий Леонтьевич Мутко. И спустя две недели после этого обстоятельный двухчасовой разговор с главой РФС состоялся. Что же касается того, почему именно я… Видимо, тот самый разговор и склонил чашу весов в мою сторону. Предполагаю, что свое мнение высказали и опрошенные РФС специалисты.
– Не боялись соглашаться на сборную, ведь должность ее наставника – вне зависимости от возрастного ранга команды – как говорится, «расстрельная»?
– Да особой разницы между ролью клубного тренера и тренера сборной в этом контексте как раз и нет. Любой тренер – «расстрельная» должность. Может быть, меня и привлекла интересная специфика работы: вроде как и игр немного, а ответственность просто сумасшедшая. Любому человеку, который станет во главе национальной сборной, пресс со стороны обеспечен. За твоей работой здесь следит вся страна. Для меня это определенный, совершенно новый этап. Это очень ответственный и непростой пост.
– Как так получилось, что в конце прошлого сезона, выполнив задачу повышения в лиге с «Аланией», оказались не у дел?
– Мне не очень приятно говорить о том, что произошло. Изменилась политика клуба, изменились приоритеты. Время рассудит… Но несмотря на все, что случилось в Осетии, я очень благодарен болельщикам «Алании», до сих пор читаю их сайт, они мне звонят. Поверьте, я так же, как и все они, хочу, чтобы команда поскорее вернулась в элитный дивизион.
– Планируете ли сохранить нынешний костяк сборной, или все-таки, как обмолвились в одном из интервью, будет значительная ротация кадров за счет попадания в зону пристального внимания игроков первой и второй лиг чемпионата?
– Ребят, играющих в первом и втором дивизионах за основные составы своих команд и попадающих под наш возрастной ценз, буду «держать на карандаше». Ведь состав молодежной сборной далеко не обязательно должен представлять из себя сплав премьер-лиговских дублеров. И для меня это важно. Поэтому в моем понимании нынешний костяк сборной – это условность.
И ПОЧЕМУ ЭТО ТАЛАНТЫ ПРОХОДЯТ МИМО НАС?
– Означает ли это, что в ближайшее время мы станем свидетелями дебюта новых лиц в молодежке?
– Да, о том, что это будут за футболисты, я расскажу в ближайшее время. В марте у нас товарищеский матч в Израиле, а новые имена появятся уже в процессе подготовки к нему.
– Определили ли для себя какой-то лимит времени для достижения определенных результатов вашими подопечными?
– У меня контракт с РФС до 2009 года. Если смотреть на цифры, то срок вроде большой, но на самом деле времени очень мало. Надо работать, работать, работать и давать результат. Как ты его достигаешь – никого не волнует. Сегодня уже никаких ссылок на то, что соперник был сильным, сбор не должным образом подготовленным и так далее, никто не терпит. Только результат, а он, по моему опыту, достигается исключительно трудом и отношением к делу.
– Как быть с расхожим мнением, что в России играть некому и «еле-еле на главную команду набираем»?
– Для первой сборной игроков найти действительно сложно, это обусловлено тем, что ведущие наши клубы укомплектованы в основном легионерами. В том числе и поэтому я хочу очень пристальное внимание обратить на первый и второй дивизионы, где есть талантливые футболисты, просто они по тем или иным причинам проходят мимо наших сборных.
– Так есть все-таки потенциал – или «негусто, хорошо не пусто»?
– В России одаренных ребят, поверьте моему опыту, немало. Нужна просто система работы с талантами. И нужно их объединить. Вот и все. Звучит просто, но задача по трудоемкости титаническая.
Футбол-Хоккей