Бывший главный тренер сборных СССР и России Анатолий Бышовец высказал мнение, что работа в национальной команде и клубе не должна совмещаться.
- После того, как российская сборная не попала на чемпионат мира 2010 года, на повестку дня встал вопрос о новом главном тренере. На ваш взгляд, прежний наставник Гус Хиддинк исчерпал себя в России или же он еще мог принести пользу нашей национальной команде?
– Матчи против Германии и Азербайджана, а также поединок в Словении показали, что у Хиддинка уже не было возможности управлять командой. Видимо, он упустил момент, когда требовалось усилить состав с помощью введения новых игроков. Сборная продолжала играть по инерции. Хотя нужны были изменения, которые могли усилить конкуренцию. Словом, требовалось вливание свежей крови.
- В чем видите причину потери нитей управления?
– Первое, как я уже отметил, – игроки не чувствовали конкуренции. Второй момент – не удалось сформировать морально-волевой настрой на важные матчи. Здесь, наверное, сказался менталитет специалиста, который приехал работать в Россию из-за рубежа. По его представлению, не было надобности в накачках, игроки, мол, должны сами себя контролировать. Однако все, что связано с психологической подготовкой и морально-волевыми качествами, требует тренерского вмешательства. Команда не развивалась, и в этом было главное упущение Хиддинка.
- В свое время вам не дали совмещать работу в «Зените» и в сборной России. Вас не удивило, что Гус Хиддинк по совместительству во время работы с нашей национальной команды стал наставником «Челси»?
– Думаю, это абсурд, когда тренер национальной команды совмещает свою работу с работой в зарубежном клубе. С трудом представляю, чтобы Фабио Капелло совмещал работу в сборной Англии с постом главного тренера «Милана» или «Ромы».
- Ну а если речь идет об отечественном клубе и национальной сборной?
– В этом случае совмещение в какой-то степени возможно. Если клуб является базовой командой для сборной, оно терпимо, хотя накладок все равно не избежать.
- Удобно ли вам было заниматься подобным совмещением в московском «Динамо», будучи главным тренером олимпийской сборной СССР?
– Тогда были проблемы, отголоски которых существуют и по сей день. Дело в том, что некоторые, кстати, весьма приличные, игроки московского «Динамо», не попадая в состав олимпийской команды, проявляли свое недовольство. Это сказывается до сих пор на наших отношениях. Например, когда я недавно встретился с одним из футболистов, мы поговорили с ним достаточно холодно. Потом выяснилось, что у него осталась обида, поскольку я его в свое время не вызывал в сборную.
- Когда вы возглавили первую сборную СССР в 1990 году, у вас были хотя бы маленькие шансы на совмещение?
– Нет. Одним из условий моей работы с национальной командой было запрещение на совместительство в клубе. Так же получилось и в 1998-м, когда я возглавлял «Зенит». Не знаю, почему, но это касалось только меня – всем остальным совмещение было разрешено.
- Вернемся к Хиддинку. Как вы полагаете, не сказалось ли его совмещение на качестве работы со сборной?
– Трудно сказать. Некоторые футболисты, возможно, положительно отнеслись к этому. Но были и те, кто понимал, что совмещение отрицательно сказывается на игре, потому что тренер уже рассматривается как временный человек – у него есть перспективы работать не со сборной, а с клубом, – рассказал специалист «Спорт-Уикэнду».