Президент Федерация футбола Украины Григорий Суркис в интервью «Спорт-Экспрессу» оценил выступление национальной команды на Евро-2012 и посоветовали российским коллегам не приглашать иностранного тренера.
- До конца Евро осталось три матча. Какое желание преобладает: подольше бы все продлилось или скорей бы все закончилось?
- Здесь одним словом не обойтись. Для кого-то подготовка к Евро длилась пять лет, для меня — восемь, потому что дню, когда Украина и Польша победили на исполкоме УЕФА в Кардиффе, предшествовали три года раздумий и усилий по приданию презентабельности нашей заявки. То, что многие сразу окрестили аферой, сначала надо было замыслить — и уже потом реализовать. А когда уважаемые члены исполкома сделали выбор в нашу пользу, за что я им безмерно благодарен, время потекло иначе. Эти годы показались мне вечностью, потому что жар-птица могла не раз ускользнуть из рук. Сейчас уже можно сказать: удержать право на проведение Евро оказалось гораздо сложнее, чем его получить.
- В России праздник не очень долго продолжался…
- Разочарован выступлением команды, которая мне небезразлична. Обидно, что сборная России не воспользовалась привилегией, которую ей подарил слепой жребий: вашу группу в отличие от трех других группой смерти никто не считал. Феерический первый матч, все уже видели Россию в полуфинале. А в третьем — поражение от Греции при заметном территориальном преимуществе. Греки не удивили: они и нас не пустили в ЮАР-2010, обыграв в Донецке - 1:0. Но, может, проблема российской сборной в том и заключается, что в ней не было своего Олега Блохина? Не верю, что в такой стране, как Россия, нельзя найти тренера, который был бы патриотом своей сборной. Пусть на меня обижаются российские коллеги, но никогда не назначил бы тренером человека, за два месяца до этого принявшего другую команду, а потом поменявшего решение по единственной причине — финансовой. Для меня это было бы тестом: в тот момент, когда Адвокат сказал бы: «Да, я готов бросить Бельгию ради Украины», — он автоматически и навсегда вычеркнул бы себя из потенциальных кандидатов. Прощание Адвоката с российской сборной подтверждает мою правоту. Взял чемодан с деньгами — поехал работать дальше. Адвокат, который до истечения Евро громогласно подписывает контракт с ПСВ и заявляет об уходе, на мой взгляд, просто-напросто не уважает российский народ. Наверное, он вкладывал в команду опыт, профессионализм, знания, но без души все это насмарку!
- Пять лет назад вы представляли себе Евро именно так? Быть может, что-то не сбылось или превзошло ваши ожидания?
- Для страны-хозяйки такого турнира есть две главные составляющие. Первая — инфраструктура. Планка в последние годы была поднята очень высоко, о каждом последующем Евро говорили, что он лучше предыдущего. Но мы не имели права забывать и о наследии. На Украине стадионы будут задействованы, уверен. При этом они зададут новые стандарты комфорта для тех клубов, которые захотят построить другие арены. Но начинали-то мы фактически с нуля, а тут еще и кризис. В общем, за эти пять лет, с учетом трех потерянных, мы вряд ли сделали все эталонно. Скорее — сделали, что могли.
Вторая составляющая — выступление сборной страны-хозяйки. Неучастие украинской команды в одном из четвертьфиналов обидно, конечно. Все-таки сборная страны пестовалась, ей были созданы все условия, а возглавлял команду наиболее успешный тренер в истории независимой Украины, человек, который вывел ее в четвертьфинал ЧМ-2006. К сожалению, ряд обстоятельств не позволил Олегу Блохину готовить команду более длительный срок. Но выступила Украина достойно. Тот сплав молодости и опыта, который мы увидели, позволяет гордиться сборной и иметь хороший задел на будущее. Можно было удачно отыграть на этом чемпионате, но не иметь перспектив. Сейчас перспективы есть. И мы надеемся получить сатисфакцию от англичан, которых уже обыгрывали и с которыми судьба вновь свела нас в отборочной группе к ЧМ-2014. В Донецке, увы, не получилось. Придерживаясь корпоративной этики, скажу мягко: бой, который из-за ошибки арбитра не позволил нам рассчитывать на выход из группы, подарил четвертьфинал англичанам.
- Что именно помешало Блохину?
- В связи с определенными обстоятельствами, сложившимися в украинском футболе, Блохин получил назначение в сборную не в январе—феврале 2010 года, а гораздо позже — в апреле 2011-го. Он мог бы провести с командой значительно больше сборов и спаррингов.
- Вы могли повлиять на эти обстоятельства?
- Моя вина, наверное, есть. Вместе с тем влиять на обстоятельства крайне сложно, если они спровоцированы не объективными причинами, а случайностями, недопониманием ответственности, сшибкой характеров, человеческими взаимоотношениями.
- Продлевая контракт с Блохиным еще до Евро, вы были уверены в тренере вне зависимости от результата?
- Если бы не был уверен, не стал бы одним из инициаторов приглашения. Продление сняло все вопросы о доверии, и об этом шаге ничуть не жалею. У каждого свой взгляд на выступление сборной, но лично я еще раз убедился: честнее, ответственнее и, наверное, профессиональнее отечественных тренеров нет. Тем более когда речь идет о Блохине, человеке с потрясающей уверенностью в себе, внутренним стержнем, умением создать микроклимат и объединить игроков. Я горжусь национальной сборной.