Генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьев, отвечающий за стратегические вопросы работы федерации, рассказал «Известиям» о деталях «Стратегии развития футбола до 2020 года» и тяжелом экономическом состоянии федерации.
— 26 апреля состоится ежегодная конференция РФС, в повестке которой есть вопрос о «Стратегии развития футбола до 2020 года». Можно сказать, что этот документ уже сформирован?
— Мы вышли на финишную прямую. Когда на прошлогодней конференции проект «Стратегии» был принят в первом чтении и его поддержали более 100 делегатов, но некоторые элитные клубы высказали ряд замечаний. Нам стало понятно, что для избежания конфликтов мы должны продолжить работу над документом. Было создано 11 рабочих групп: по профессиональному, массовому, детско-юношескому футболу, инфраструктуре, социальным проектам, безопасности... Спустя год мы обладаем значительным материалом, из которого формируется заключительная редакция, которая должна гармонизировать отношения всех субъектов российского футбола. Великий человек и политик Нельсон Мандела, когда стал президентом, сформулировал главную задачу: найти компромисс между страхами белых и надеждами черных. В каком-то смысле цель новой версии стратегии — найти баланс между страхами элитных клубов, которые боятся потерять свои «завоевания»: нынешнюю квоту легионеров, систему проведения соревнований, и людей, представляющих региональный футбол, у которых нет серьезных бюджетов. Они надеются, что реальные механизмы поддержки массового регионального футбола будут созданы не только на словах.
— На конференции будет рассмотрен вопрос о лимите на легионеров и системе проведения соревнований РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ?
— В великой книге «О войне» Карла фон Клаузевица есть глава про стратегию. Там говорится, что в силу недостатка времени, информации лучше какие-то вещи оставить под завесой неопределенности, чем давать конкретные рекомендации. Руководствуясь этим, мы решили вывести обсуждение проблем «весна–осень» и количества легионеров из документа «Стратегии». Эти вопросы будет решать новый состав исполкома уже после конференции.
— Состав исполкома претерпит значительные изменения?
— Мы надеемся, что у нового исполкома будет взвешенный подход к решению текущих проблем. В исполком должны войти наиболее квалифицированные специалисты, которые озабочены развитием футбола в целом, а не своими узкокорпоративными интересами.
— Какие главные акценты в «Стратегии-2020»?
— Они будут сделаны на развитии детско-юношеского футбола. Это очень важно. Главным достижением действующей «Стратегии» является создание инфраструктуры. Положено много искусственных полей, однако остается большая проблема в подготовке тренерских кадров и других специалистов. Здесь нам предстоит осуществить прорыв в кадровом обеспечении, возродить профессию детский тренер. Сейчас детей на одного тренера в среднем — 36 человек. При таком соотношении научить детей чему-то трудно. Международный опыт показывает, что надо стремиться к пропорции десять юношей на одного специалиста.
— Как обстоят дела с развитием футбольных региональных центров?
— В каждом регионе должен быть создан как минимум один региональный центр подготовки резервов большого футбола. В «Стратегии» будут сформулированы требования к этим центрам: наличие естественных и искусственных полей, квалифицированных тренеров, наличие научно-методического обеспечения... Также должно быть создано 8–10 межрегиональных эталонных центров и несколько национальных центров подготовки. Они будут оснащены передовыми технологиями, методиками, а этот опыт станет транслироваться в регионы. Предполагается и создание информационно-аналитического центра.
— Можно поподробнее?
— Наши специалисты изучали немецкую информационно-аналитическую систему. База данных немецкого союза позволяет вести массовый скаутинг. В выходные проходит 70 тыс. зарегистрированных матчей. В Германии 7 млн зарегистрированных футболистов. Это почти 10% населения! Представляете, как мы отстаем по этому показателю. Без информационных технологий, без анализа процессов, происходящих в регионах, без информационного обмена мы не сможем осуществить комплексное развитие футбола. Одним из краеугольных камней станет создание подобной информационно-аналитической системы.
— Где будет располагаться аналитический центр?
— В РФС, но с помощью новых технологий у нас будет возможность дистанционного обучения специалистов во всех регионах.
— Этот орган станет оценивать состояние футбола в регионах?
— Не совсем. Для этого будет создано независимое рейтинговое футбольное агентство. Это агентство станет оценивать массовость футбола, качество проводимых соревнований, развитие инфраструктурных объектов, подготовку футболистов для сборных России, пропаганду футбола в регионе... Порядка 40–50 показателей. Данная система будет использована при выдачи субсидий и грантов региональным федерациям футбола. Это поможет правильно распределять ресурсы, скорректирует кадровую политику и даст возможность прогнозировать результаты.
— Финансовое состояние РФС начинает налаживаться?
— В данном случае я считаю, что на протяжении года президент РФС Николай Толстых проявлял чудеса финансовой находчивости. Приходилось обращаться за помощью к членам исполкома, которые почти всегда откликались на эти просьбы, понимая, что средства будут использованы исключительно по назначению. Сложилась не совсем адекватная ситуация, когда ведущие государственные компании и крупнейшие банки: «Газпром», «Роснефть», «РусГидро», «Россети», ВТБ, Сбербанк поддерживают клубы, но при этом у РФС так и не появился генеральный спонсор. Мы признательны компаниям НОВАТЭК и «Аэрофлот», но очевидно, что этих средств федерации недостаточно. Когда в предыдущие периоды Гус Хиддинк и Дик Адвокат трудились на благо российского футбола, у РФС не было проблем с генеральными спонсорами. Непонятно, почему сейчас мы попали в такую экономическую блокаду.
— Генеральный спонсор станет решением финансовых проблем РФС?
— Нам сейчас срочно необходим генеральный спонсор. Идет подготовка к домашнему чемпионату мира, а это не только строительство стадионов. Уверен, что с ними всё будет хорошо. Опыт Олимпиады в Сочи показал, что мы не ударим в грязь лицом. Всё будет организовано на высшем уровне. Наша задача заключается в том, чтобы подготовить достойную сборную. Идут затраты на селекцию, современную медицину, питание... Стоит отметить, что не только национальная сборная нуждается в повышенном внимании. Есть и молодежные и юношеские сборные, из которых могут появиться игроки к ЧМ-2018. В самое ближайшее время государство должно обратить внимание на нерешенность вопроса генерального спонсорства РФС. Президент РФС не может постоянно ходить с протянутой рукой. Мы вынуждены сокращать свои программы развития, чтобы сконцентрировать ресурсы на организации сборов и текущих потребностей.
— Многие эксперты уверяют, что владелец самого богатого клуба «облагается» обременением в размере контракта тренера сборной. Роман Абрамович — «Челси» и Хиддинк. Алексей Миллер — «Зенит» и Адвокат. Кто же тогда финансирует контракт Капелло?
— Действительно, отличие текущего момента от предыдущего заключается в том, что РФС полностью финансирует контракт Капелло. Как я уже говорил, нам помогают небезразличные, любящие футбол люди, однако это не системное решение проблемы. Так не может долго продолжаться.
— Почему в организации до сих пор не создан маркетинговый отдел, профильно занимающийся поиском спонсоров?
— Надеемся в ближайшее время его создать, но понимаете — последний раз зарплаты сотрудников РФС индексировались в 2007 году. За это время существенно вырос индекс цен. Мы не можем привлечь специалистов по маркетингу, не имея рыночного уровня зарплат. Вопрос достойного финансирования федерации должен быть решен в ближайшее время. Согласитесь, нелогично, что бюджеты ряда российских клубов сопоставимы с западными суперклубами, а футбольный союз имеет существенно меньшее финансирование, чем немецкая, французская, испанская федерации…