Участник чемпионата мира 1994 года, человек, выходивший на поле в форме ЦСКА, «Барселоны» и «Фейеноорда», Игорь Корнеев на протяжении четырех лет работал с Гусом Хиддинком в тренерском штабе самой успешной в истории сборной России, а затем два года возглавлял спортивный отдел «Зенита». По просьбе корреспондента «Спорт уик-энда» он оценил состояние нынешней российской команды по окончании последнего для нее перед отлетом в Бразилию товарищеского матча с Марокко, за ходом которого внимательно наблюдал с трибуны московского стадиона «Локомотив».
- У вас сложилось впечатление, что у нас действительно есть команда, с которой не стыдно будет показаться на чемпионате мира?
- В данный момент сложно судить о команде. Возможно, ребята играют на фоне усталости. Нет безумных скоростей, комбинаций. Они находятся под нагрузкой. И сегодня не было возможности показать что-то искрометное. Но есть хорошая организация - это видно, но в то же время видны и проблемы в обороне.
Однако делать выводы и давать оценки можно, только зная, какой объем работы выполнили футболисты накануне встречи с Марокко. Они вышли на поле, победили - значит, сделали важный шаг в подготовительном процессе.
- Вы согласны, что этой команде не хватает яркости, индивидуальности? Может ли это быть связано с отсутствием Романа Широкова? И стоит ли вообще преувеличивать его значимость для сборной?
- Широков - это как раз один из тех, кто постоянно вносит в игру нестандартные ходы, кто способен отдать не только последний пас, но и предпоследний, после чего создаются голевые ситуации. Другого такого игрока у нас, пожалуй, нет. Хотя то же самое может делать Аршавин, способен на это Дзагоев. В принципе, есть игроки, способные на нестандартные ходы, которые могут в любой момент повернуть ход матча.
- Что греха таить, из 23 заявленных на финальный турнир пять-шесть игроков съездят в Бразилию «туристами» и ни разу не выйдут на поле. Может, имело смысл вместо кого-то из них взять Аршавина, как человека, который мог бы пусть не на весь матч, но на свои 15-20 минут выйти и всё решить?
- Нужно быть внутри коллектива, чтобы обсуждать эти вопросы. С моей точки зрения, было бы логично взять такого игрока даже в том случае, если он должен был бы пропустить одну игру, две игры…
- Как тот же Аршавин на Евро-2008 - из-за дисквалификации…
- Примерно. Я не знаю, насколько серьезная травма у Широкова. Если бы она была не слишком серьезной, думаю, Капелло оставил бы его в заявке. Но, судя по всему, у Романа такое повреждение, которое не позволит ему восстановиться ни ко второй, ни к третьей игре.
- Кто в отсутствие Широкова может стать лидером команды?
- Если говорить об атаке, то лидером может стать Кокорин. Надеюсь, он для этого созрел.
- Для многих было неожиданным исключение из списка Александра Анюкова.
- И для меня это тоже большой сюрприз, потому что я отлично знаю качества Анюкова, особенно на фоне того, что я увидел сегодня - при всем уважении к тем ребятам, которые занимали позицию правого защитника. Анюков сильнее Ещенко. У Козлова, может быть, выше оборонительные качества, но если говорить о необходимости участия в атаке, о креативности, Анюков на данный момент остается одним из лучших.
- Итак, команда недосчиталась Аршавина, Анюкова. Но нельзя не спросить о еще одном человеке, чье имя постоянно звучит на протяжении последних месяцев - это, конечно, Артем Дзюба. Ведь у нас в заявке всего два форварда. Почему же все-таки не взяли Дзюбу?
- Это говорит о том, что Капелло делает акцент не на физическую мощь, а на скоростные качества Кержакова и Кокорина.
- Может быть, дело в жаре, но в последних играх как раз скорости и не наблюдалось. Команда борется, прессингует, но действует прямолинейно и медлит с принятием решений.
- Думаю, это зависит от качества игроков. С тем же Широковым команда смотрелась бы совсем по-другому.
- Значит, прав Капелло, когда говорит, что игроков не хватает?
- Да, и не он один об этом говорит.
- Если изменят лимит, и клубы смогут заявлять не более десяти легионеров, но всех их одновременно выпускать на поле, не получится так, что мы вообще останемся без сборной?
- Всё и всегда определяет конкуренция. И то, что сейчас происходит, тоже неправильно. Как показала практика, защита интересов российских игроков ни к чему не приводит, кроме излишних трат на футболистов, получающих зарплаты, которые не соответствуют их качеству. Поиск и воспитание игроков - это долгий процесс, это вопрос не года и не двух. Надо работать с молодежью и пытаться выращивать свои таланты. Не может не быть талантов в 140-миллионной стране. Значит, плохо ищем.
- Капелло говорит, что за время его работы в России появился один новый игрок. Можно догадаться, что он имел в виду Павла Могилевца. Кстати, у него есть шанс выйти на поле в Бразилии?
- Это будет зависеть от того, как он проявит себя в период подготовки. Но я думаю, что шанс у него очень маленький.
- На первый взгляд, у Капелло команда в среднем моложе, чем у Олега Романцева в 2002 году. А сейчас состав еще немного поменялся. Может ли такое быть, что главный тренер сейчас строит коллектив не с учетом ближайших задач, а с прицелом на будущие турниры?
- Возможно. Но у него не такой уж большой выбор, и, в любом случае, жертвовать чемпионатом мира он не станет. Любого тренера сборной должен беспокоить в первую очередь результат. Если он станет рассказывать, что строит команду на несколько чемпионатов вперед, то я сомневаюсь, что ему дадут такую возможность. И сейчас в команде собраны все лучшие, на его взгляд, футболисты.
- А на ваш - кто еще не помешал бы нашей команде?
- Не помешал бы еще один форвард. Еще Анюков. И Широков, если бы не травма.
- Если говорить о форвардах, то помимо Дзюбы есть еще Погребняк, который играл хотя и в первой, но английской лиге. Но он вообще не рассматривался в качестве кандидата.
- Я не думаю, что у Павла был потрясающий сезон, и ему не на кого пенять, и я не думаю, что у него вообще был шанс попасть в заявку.
- Игра с Марокко была последней перед отъездом на Кубок мира. Почему так мало пришло людей?
- Может быть, это связано со временем начала.
- Неужели в десятимиллионной Москве не нашлось 28 тысяч человек, готовых прийти и напутствовать свою команду?
- Значит, нужно было лучше работать с болельщиками, привлекать их, чтобы достойно проводить сборную в Бразилию.