Главный тренер сборной Алжира Вахид Халилходжич в преддверии решающего матча группового этапа чемпионата мира против команды России рассказал об историческом шансе, неровном поле, дуэли с Фабио Капелло и народных танцах.
- Кем вы себя чувствуете здесь, в Куритибе, - охотником или жертвой?
- Совершенно точно одно: для Алжира настал исторический момент. С самого начала казалось, что терять нам в Бразилии нечего, но сложилось так, что завтра мы можем потерять очень много. Мы будем сражаться против России, большой футбольной державы, и чтобы войти в историю, нам нужно сыграть самый важный и самый лучший матч в жизни.
- Вы действительно считаете его самым важным в карьере?
- Наверное, да. Возможно, футболисты считают иначе. Может быть, иначе считает и вся страна. Но я говорю за себя: это матч, который может отправить нас в космос, в число 16 сильнейших сборных мира. Когда я вижу, кто уже сошел с дистанции и отправился на пляж, понимаю особенно ясно: конечно, это исторический матч. Самый главный в моей долгой футбольной жизни. В прошлом у сборной Алжира были хорошие времена и большие победы, но не было возможности сделать главный шаг. Может быть, этот шаг сделает моя молодая команда.
- Есть ли смысл менять состав, который здорово выглядел в матче против Кореи?
- Действительно, когда вы проводите такой матч, который получился у нас в прошлом туре, стоит задуматься о постоянстве. Но дело в том, что в команде есть некоторые проблемы. Я бы назвал их сложностями восстановления, которые обязан учитывать тренер. Наверное, больших изменений не будет. Решение по составу у меня готово, но официальный статус оно получит завтра.
- Насколько повлиял на качество игры сборной тот факт, что многие алжирские футболисты играют в Европе?
- Да, большинство. К сожалению, не все они выступают за топ-клубы, не у каждого есть серьезные титулы. Но футбол Европы – это, прежде всего, большая работа, которую должны каждый день делать талантливые игроки. Значит, в моем распоряжении находятся одаренные и работоспособные молодые футболисты. Я имею все основания гордиться и самим этим фактом, и их игрой.
- Вы назвали сборную России «большой футбольной державой». Не думаете ли, что это перебор? По крайней мере, если отталкиваться от содержания первых двух матчей с ее участием…
- У России отличные футбольные традиции, и я с ними очень хорошо знаком. В России работает один из лучших тренеров современности. Я видел все последние матчи этой команды, включая матч с Бельгией, который произвел на меня сильное впечатление. Бельгия – одна из самых перспективных сборных мирового футбола, и тем не менее, у нее были серьезные проблемы в игре против русских. Они значительную часть времени владели преимуществом, контролировали мяч, создали несколько голевых ситуаций. Нам, конечно, будет еще сложнее. Сборная России очень хорошо готова тактически, у нее высокие командные скорости, отличная техническая подготовка. Россия пробежала почти на 10 километров больше Бельгии – значит, она сильна и в физическом плане. Во всех этих качествах я вижу заслуги тренера. Фабио Капелло находится на своем месте и отлично делает работу. Даже если текущие результаты вас не окрыляют, качество игры остается высоким.
- Как вы собираетесь мотивировать своих футболистов, чтобы снизить психологическое давление?
- Мотивация играет исключительно важную роль в подготовке к таким матчам, но я не вижу особых проблем в плане настроя. Я говорил с каждым из моих футболистов, и среди них нет ни одного, кто бы не понимал: нужно отдать игре все, что у тебя есть, выложиться полностью, без остатка. Этот матч может поместить нас среди 16 лучших – какой еще подарок можно сделать себе, своей семье, своему народу? Но перед нами мощная преграда, и нужно сделать титаническое усилие, чтобы преодолеть ее и пойти дальше.
- Вас беспокоит качество поля?
- Да, газон на «Арена Байшада» не в лучшем состоянии. Я сегодня походил по нему, пощупал, попрыгал – и попросил технические службы подравнять и увлажнить траву к матчу. Надеюсь, газон не подведет моих техничных футболистов. Мы сделаем все, чтобы быть на уровне. Сборная Алжира не умеет играть вхолостую, и она, если вы заметили, не способна на ничью: либо мы побеждаем, либо проигрываем.
- Откуда стоит ждать главных угроз? Чем особенно опасен соперник?
- Угрозы везде. Я уже дал характеристики сборной России. Мы очень подробно разбирали соперника вчера, но сегодня поговорим еще. Необходимо объяснить и уяснить все детали, даже самые мелкие.
- На период плей-офф выпадает священный праздник Рамазан, и игрокам придется поститься. Вы готовы на такие жертвы?
- Если мы выйдем в плей-офф, я отвечу и на этот вопрос. Сегодня он выглядит преждевременным.
- Завтра вы встретитесь лицом к лицу с одним из самых сильных тренеров мирового футбола. Вам не кажется, что в плане тактики нужно сделать ставку на ничью?
- Я с большим уважением отношусь к господину Капелло, но повторю: мы не будем играть на ничью. Это не наш путь.
- В ходе отборочного турнира вас довольно жестко критиковала алжирская пресса. Чувствуете, что есть шанс расквитаться с журналистами?
- Слушайте, я не играю за критику или против нее. Я работаю не для журналистов. Если у вас есть запрос на критику, вы ведь все равно будете это делать, правда? Футбол чуть сложнее, чем вы думаете, и мне некому мстить. Директор по коммуникациям только что сообщил мне, что у моей страницы в Facebook три миллиона подписчиков, и если меня не ценят некоторые журналисты, это не моя проблемы. Вы продолжайте меня ругать, а я буду делать свою работу.
- На какой поступок вы способны в случае завтрашнего успеха?
- Даже не знаю. Могу спеть. Могу исполнить алжирский танец. Думаю, вам в любом случае понравится. Но это вопрос не сегодняшнего дня.
- Если все сложится успешно, кого бы вы хотели видеть в соперниках: Германию, США или Гану?
- Это снова будущее. Если тема станет актуальной, я все скажу. Давайте подождем окончания матча с Россией.