Главный тренер ЦСКА и сборной России Леонид Слуцкий поделился мнением о совмещении и натурализации иностранных игроков.
– Как относитесь к натурализации?
– Положительно, – ответил Слуцкий, вновь принимая серьезный вид. – Если вы спрашиваете про конкретных игроков, это одна тема, если про сам процесс – другая. Нельзя жить в мире и быть от него оторванным. Процесс глобализации все равно рано или поздно сыграет свою роль.
Вспомните, в одной из самых футбольных стран мира, Германии, тоже играл чистокровный бразилец. Почему у нас должен быть свой путь, что в этом такого? Тем более что Гильерме получил российский паспорт на абсолютно законных основаниях. Он выучил язык, платит налоги.
Почему у него должно быть меньше шансов на попадание в сборную, чем у остальных? Мы можем говорить о том, что у нас свой путь, да. Но я считаю, что если футболист справедливо и законно получил гражданство, то он – такой же кандидат в сборную.
Вряд ли этот процесс будет массовым. Мы тоже смотрим на уровень игрока. Но опять же, я оцениваю процесс положительно. Знаю, что есть другие мнения. Есть отрицательные, даже радикальные точки зрения. Вот только если к ним прислушиваться, то в национальной сборной не должно быть не только натурализованных игроков, но и, например, кавказцев.
– Мариу Фернандеса нам когда ждать в сборной?
– Не могу сейчас сказать. Как только Мариу получит все документы… да и не только он, любой другой игрок тоже. В этом случае он автоматически станет кандидатом в сборную.
– Вспомните свои студенческие годы. Какой случай вам запомнился больше всего?
– У меня студенческие годы были специфическими, ведь я учился в институте физической культуры, и понятно, что там было много тренировок. Но время хорошее и интересное. Помню, что однажды к нам приехал Гарри Каспаров. Действующий чемпион мира по шахматам, это было нечто! Величайший игрок приезжает в провинцию с лекцией, полный зал, я даже вопрос задал.
– А кто был вашим любимым футболистом?
– Марадона.
– А из советских?
– Здесь сложнее. Выбор-то был широкий – и Беланов, и Заваров, и Дасаев. Все равно у каждого любимым футболистом будет тот, кого ты запомнил в свой первый осознанный чемпионат мира. У меня это был ЧМ-86. Там солировал Марадона. Забивая и ногами, и руками. Когда меня спрашивают, с кем бы я сфотографировался или у кого взял автограф, неизменно называю Марадону. Увы, пока с ним не встречался.
– Может, организуем встречу в университете!
– С удовольствием на нее приду!
– Извините за вопрос. А почему вы все-таки раскачиваетесь?
– Знаете, это инстинктивное движение, которое возникает у многих людей, когда они испытывают волнение или чувствуют ответственность. Думаю, это не самое критичное, что может быть. Я же не топором машу, отрубая части тела!
– Иногда не помешало бы!
– Так что раскачивание – достаточно безобидная форма выхода эмоций.
– Даже не самые сильные соперники так на вас действуют?
– Это не имеет значения. Ты должен войти в это состояние, тогда пропускаешь через себя каждый игровой эпизод, проникаешь в каждую деталь. А если ты не в нем, то это то состояние, в котором я сейчас с вами общаюсь, – спокойно и уравновешенно.
– Вы все матчи РФПЛ смотрите?
– Да, все. Стараюсь в прямом эфире, если нет накладки на наши игры.