Заслуженный тренер России Александр Бородюк поделился мнением относительно предстоящего чемпионата Европы-2016, а также рассказал за счет чего национальная команда взяла бронзу на Евро-2008.
— Говорят, все познается в сравнении, но я категорически против того, чтобы сравнивать футболистов, которые играли в 2008-м, с теми, кто находится в сборной сейчас. Это некорректно и неправильно, — сказал Бородюк. — Тем не менее, у меня есть надежда, если хотите предчувствие, что команда выступит во Франции достойно. Конечно, тренеры и их решения играют большую роль, но все же очень многое зависит от самих игроков: насколько профессионально они подойдут к турниру, как будут готовиться. Самое главное, чтобы они чувствовали ответственность. В 2008-м в коллективе царила потрясающая атмосфера, все были раскрепощены, уверены в своих силах и в то же время понимали, что нельзя подвести ни партнеров, ни тренеров, ни болельщиков. Вот этого чувства ответственности, характера я ребятам хочу пожелать. И еще — чтобы они меньше говорили, а больше делали на тренировках и во время игры. Потенциально, я уверен, мы сильнее Словакии, Уэльса и даже Англии. Важно этот потенциал реализовать.
— Перед бронзовым для нас чемпионатом Европы представители штаба сборной, и вы в том числе, говорили о том, что долго обсуждали будущую футбольную философию сборной и пришли к выводу, что команда должна действовать от атаки. Как и почему приняли такое решение?
— Мы действительно неоднократно обсуждали эту тему. Когда в нашем распоряжении оказался подбор футболистов, которые тяготеют к атакующим действиям, Гус Хиддинк предложил играть в такой футбол, и мы с Игорем Корнеевым его поддержали. Взять, к примеру, Юру Жиркова. Номинально он играл на позиции левого защитника, но все время шел вперед, проделывал колоссальную работу. То же самое можно сказать об Анюкове справа. Их скорость, напор, работоспособность плюс отменная физическая готовность — это те козыри, которые мы должны были использовать. Как, впрочем, и козыри других игроков.
— Евро-2016 отличается от всех предыдущих рекордным количеством участников. Это плюс или минус?
— Думаю, такое решение не идет на пользу футболу. Раньше конкуренция была выше в отборочном турнире, сейчас даже с третьих мест в группе команды попадают на чемпионат. Понятно, что УЕФА преследует коммерческие интересы — чем больше участников, тем выше зрительская аудитория, — но все же спортивная составляющая должна преобладать. Как-то был на конференции в Европе, обсуждал этот вопрос с коллегами, подавляющее большинство тренеров от нововведения не в восторге.
— Перед чемпионатом сборной предстоит провести два товарищеских матча — с Чехией и с Сербией. Это те соперники, в играх с которыми можно моделировать встречи с Англией, Уэльсом и Словакией?
— Всегда в первую очередь смотришь свою команду — на что она способна, как готова. Это задача номер один. Во вторую очередь стараешься рассмотреть в спарринге черты своего будущего соперника. Не всегда это получается, потому что договариваться приходится заранее. Знаю, что у сборной Германии все товарищеские матчи расписаны на год вперед. Нам тоже, кстати, уже надо бы задуматься над этим вопросом, потому что перед чемпионатом мира-2018 отборочного турнира у сборной России не будет. Это сложная кропотливая работа, но она очень важна: мало отыскать свободные команды, нужно еще постараться, чтобы они по стилю хотя бы приблизительно оказались похожи на тех, с кем предстоит играть.
— Говорят, Хиддинк при всей его демократичности поставил жесткие требования к базе на Евро и лично дважды ездил ее смотреть…
— Сначала мы с Корнеевым отправились в Леоганг, потом, когда сообщили о своих впечатлениях, Гус приехал. Условия у нас там были потрясающие! Мы жили одни, никто не мешал сосредоточиться на работе, отличные поля в двух минутах езды от отеля.
Турнир стартует 10 июня. Соперниками России по группе В станут команды Англии, Уэльса и Словакии.