Голкипер сборной России Игорь Акинфеев в преддверии старта Кубка конфедераций рассказал о состоянии здоровья, назвал лидера коллектива в прошлом, а также обозначил главный недостаток национальной команды.
– Известно, что финиш чемпионата России вы провели на уколах, да и начало сбора национальной команды пропустили из-за травмы пятки. Как вы ее получили?
– Получил в игре с «Уфой», когда столкнулся с Фатаи на первой минуте. Он сбоку наступил мне на пятку – это к вопросу, кто в кого шел, для тех, кто писал, что меня надо было удалить. Надо было, наверное, (улыбается) потому что сразу я не понял, что травмировал пятку достаточно серьезно и отыграл на эмоциях весь матч. А уже потом выяснилось, что проблемы достаточно серьезны – эдема кости и отек мягких тканей.
– И каково ваше состояние сейчас, в преддверии такого крупного турнира, как Кубок конфедераций? Сборная уже потеряла из-за травм нескольких лидеров, терять еще и вас…
– Могу вас успокоить – сейчас мне намного лучше. Процедуры, массажи, компрессы – все это делает свое дело. Но травма пятки всегда крайне неприятна. Чтобы понять, насколько – надо ее получить. А главное, чем я могу успокоить всех болельщиков нашей сборной – кроме меня в команде есть другие высококлассные вратари. Они, если что, успешно заменят Акинфеева.
– Какие-то секреты подготовки к подобным турнирам, накопленные за 13 лет, вы им передаете?
– Если бы их кто-то знал, эти секреты… Все вроде бы делаешь одинаково, готовишься по максимуму, чувствуешь себя хорошо, а получается абсолютно по-разному: в Бразилии, в 2014 году, я провалился, а во Франции, два года спустя, сыграл вроде бы неплохо.
– Все в команде в один голос называют вас лидером нынешней сборной. Сами себя таковым ощущаете?
– Я ощущаю себя частью команды. Приятно, когда люди говорят о тебе что-то подобное, но для меня это – не признание исключительности, а дополнительная ответственность: мне верят, значит, не имею права подвести.
– В чем вообще должны проявляться лидерские качества в сборной? Кто был самым ярким лидером за все время вашего пребывания в ней?
– Прежде всего – в качественном выполнении своей работы на поле. Лидерами должны быть все – каждый на своей позиции. Что касается того, кто за эти годы выглядел в нашей сборной ярче других, то это Андрей Аршавин.
– Но кроме действий на поле есть еще и влияние на коллектив. Кого бы выделили в этом плане, кроме Аршавина?
– Диму Аленичева в 2004 году, Сергея Семака – в 2008-м. Но все равно лидер должен быть таковым прежде всего на поле, а не за его пределами. И обычно в команде бывает какой-то костяк, а не один лидер. Иногда, допустим, надо просто собраться всем вместе и посмеяться, чтобы снять напряжение, а иногда – серьезно поговорить. Такой разговор не инициирует какой-то один человек, он вызревает внутри коллектива.
– У каждой команды есть свои достоинства и недостатки. Что бы вы отнесли к таковым у нынешней сборной России?
– Хвалить себя неправильно, а главный недостаток – никак не можем добиться результата, что, как ни крути, главное в футболе. У новой сборной были неплохие фрагменты матчей – с Румынией, Турцией, даже с Коста-Рикой, где отыгрались с 1:3 и получили потом не самый очевидный пенальти. Надо теперь добиться, чтобы эти фрагменты стали системой. У нашего главного тренера достаточно жесткие требования по игре, если мы будем их выполнять, все должно сложиться.
– Переносить критику с годами все сложнее или, наоборот, вырабатывается некая ментальная броня?
– Любая критика обидна, но с годами понимаешь, что нужно не обижаться, а выходить на поле и все доказывать там.
– После последнего чемпионата Европы вы были чуть ли не единственным игроком сборной, которого не критиковали. Всей остальной команде досталось даже больше, чем обычно. Чувствовали себя непричастным к этому валу негатива или переживали так же, как и все остальные?
– Конечно, переживал. Не бывает так, что вся команда – в дерьме, а кто-то один – весь в белом. Кто-то даже написал, что после Уэльса я специально пошел к болельщикам, чтобы показать свою непричастность к позору. На самом деле, я хотел, чтобы вся команда пошла к трибуне – извиниться. Но, видимо, ребята были просто в шоке от беспросветных 0:3. Потом же, когда мы вернулись домой, какое-то время старался просто не появляться на публике, даже в магазин не ходил.