С президентом РФС корреспондент "СЭ" беседовал в самолете, следовавшем по маршруту Жирона - Москва.
- Как вы прожили три дня между играми с Израилем и Андоррой? Тяжело пришлось?
- Очень. Большего опустошения не испытывал, пожалуй, никогда. Да и в некоторых людях, к которым до этого относился хорошо, разочаровался. Задавался вопросом: за что такое наказание? Ведь мы вроде все делаем правильно. И не находил ответа. Помните, в фильме "Любовь и голуби" дочь возвращается к родителям, мать ее попрекает, и она думает: как же жить дальше? Вот похожее состояние было и у меня.
- Ответ на другой вопрос - почему мы проиграли - вы нашли?
- Все дело, думаю, в нашей психологии и в отсутствии опыта борьбы на том уровне, где каждая мелочь очень важна. Мы слишком предвкушали победу, слишком верили в то, что все само собой закончится хорошо. Тем более что эти мысли кое-кто еще и активно в нас культивировал.
- Когда поверили, что Хорватия выиграет?
- Только после финального свистка в Лондоне. До последнего момента было ощущение нереальности происходящего, ожидание какого-то сокрушающего разочарования в конце. Но все завершилось справедливо. В матчах между тремя лидерами Хорватия дважды обыграла Англию и поделила очки с Россией, которая кроме того поделила очки и с Англией. Так кто же в этом раскладе меньше всего заслуживает выхода из группы?
- Пересмотреть итог турнирной борьбы не могут? Имею в виду заявление УЕФА по поводу стимулирования хорватской сборной российской стороной.
- Само возникновение подобной проблемы - пример двойных стандартов. Почему британский миллионер, между прочим, не кто-нибудь, а владелец букмекерской конторы, может что-то обещать израильтянам, а российский хорватам - нет? Но спешу вас успокоить - никакого специального заявления, как о том раструбили некоторые российские журналисты, УЕФА на самом деле не делал. Так что чемпионат Европы у нас никто отбирать не собирается.
- Качество игры нашей сборной в матче с Андоррой вас устроило?
- В этой встрече не могло быть хорошего качества игры. Наши футболисты были психологически раздавлены после провала в Израиле. Представьте себе: ваш сын провалил экзамен в институт. Легко ли ему будет собраться на следующий? Главным в Андорре было добиться результата. И наши футболисты эту задачу выполнили.
Российской сборной надо до конца поверить в себя - это сейчас главное. И чемпионат Европы будет очень серьезным опытом на пути становления молодой команды. Не надо только давить на психику молодых ребят - уверяю вас, они и сами все прекрасно понимают. А если мы не будем себя любить, то нас и никто другой не полюбит. Как можно, например, писать, что Мутко по собственной инициативе побежал в Тель-Авиве на поле, чтобы напутствовать игроков в последние секунды перед матчем? Ведь этот выход - всего-навсего деталь протокола, принятого в Израиле. И рядом со мною был президент тамошней федерации футбола.
Или другой пример. Как у некоторых ваших коллег поднимается рука писать, что зенитовцы приехали в сборную пьяными? Откуда взялась эта чушь?
- Как сделать так, чтобы ситуация вокруг матча с Израилем, когда мы сами себя заранее убедили в победе, не могла возникнуть в принципе, чтобы "закулисные" мысли даже не приходили в голову?
- Здесь нужно сделать очень многое. Могу сказать, что такая работа ведется, причем не только в футболе - во всей стране. Но необходимо понять, что меняться надо всем нам. Вот я, к примеру, отлично знал, что ничего в Израиле заранее не предрешено. Но все равно сидел и ждал, когда же события повернутся в нужную сторону. Словно они обязаны были повернуться! А говорить, что в сборной Израиля, мол, кто-то сдавал матч, а сборная России не смогла этим воспользоваться, - это уже вообще за гранью разумного. Когда игрок из "Челси" валяется на газоне чуть ли не три минуты, убивая время, о какой сдаче может быть речь?
- Когда последние туры нашего чемпионата будут приносить столь неожиданные результаты, как игра Англия - Хорватия?
- Мы уже в этом году сделали большой шаг вперед - чемпионат стал гораздо чище, и это признают все. В следующем сезоне планируем вытравлять коррупцию из футбола теми же темпами.
- Звонил ли вам после матча в Андорре Роман Абрамович?
- Да. Мы поздравили друг друга, и Роман Аркадьевич спросил, пойдет ли эта победа на пользу российскому футболу.
- И что вы ему ответили?
- Конечно, пойдет. Какие могут быть сомнения?
«Спорт-Экспресс»