Убийство полицейского во время футбольного матча в Италии, беспорядки на стадионе в словацком Ружомбероке, где играл ЦСКА, а также на арене «Феликс Болларт», где на днях встречались в Лиге чемпионов «Лилль» и МЮ, можно рассматривать как события, не связанные друг с другом, а можно – как звенья одной цепи. Как уберечь болельщиков от неприятностей во время похода на стадион, какую роль должны играть в вопросах обеспечения безопасности государственные структуры и как им лучше взаимодействовать с футбольными клубами – об этом и не только мы побеседовали с президентом Российского футбольного союза Виталием Мутко.
– То, что происходит на европейских стадионах и вокруг них, не может не внушать опасений. Грозит ли, на ваш взгляд, подобное России?
– То, что произошло в Италии, нельзя связывать с футболом. С другой стороны, футбол – это отражение общества, этого нельзя не учитывать. Если в обществе есть проблемы, они обязательно отразятся на футболе. Что касается России, то мы, считаю, исчерпали возможности наведения порядка на стадионах старыми методами. Перекладывать все на плечи правоохранительных органов сегодня неправильно. Нужно вникать в проблему боления, изучать болельщиков и их интересы. У нас появился шанс учиться на чужих ошибках. В структуре РФС до недавнего времени ведь не было ни одного человека, который занимался бы футбольными фанатами. И законодательные акты поведение фанатов на стадионе никак не регламентировали. Есть закон о милиции, и он говорит о том, что главный на футболе – милиционер. Как он захочет, так и поступит. Все это нужно менять.
– Наверное, необходимо прибегать к помощи клубов.
– Безусловно. Клубы не должны продавать билеты всем подряд, не должны потворствовать проникновению в группировки фанатов преступного элемента. Необходимо наводить порядок на стадионах, необходимо строить новые арены с учетом пожелания болельщиков и возросших требований к правилам безопасности. Опыт у нас, кстати, есть – еще в 2003 году, когда я работал в премьер-лиге, в Англию отправилась целая делегация, в которую вошли представители МВД, клубов, РФПЛ. Они как раз изучали, как нужно обеспечивать безопасность на футбольных стадионах. По итогам визита был написан целый том. Но он уже три года лежит мертвым грузом. К этому нужно вернуться.
– Речь идет о взамодействии государственных структур с футбольными? Ведь поодиночке ни клубы, ни МВД не в состоянии навести порядок на стадионе..
– Да. Я не могу сегодня один ответить за подготовку стадиона к матчу. И РФС, как общественная организация, не может нести ответственность за все, что происходит на арене. Нужны системные меры, усилия нескольких структур. Недавно, знаю, одна правоохранительная система заслушивала доклад об экстремистских организациях, неформальных объединениях и т. д. О болельщиках ни слова сказано не было! А мы-то с вами знаем, какие люди встречаются в этой среде. Настоящие болельщики не хотят, чтобы в их ряды вливались фашисты, экстремисты... Поэтому без диалога с ними никак не обойтись.
– Напоминает призывы к гражданам ловить террористов. Но нет ли тут проблемы: с одной стороны, футбол хочет обособиться, обойтись без вмешательства государства, с другой – без помощи государства не может решить многих проблем. Где граница этой «автономии»?
– Грань действительно тонкая. Но не нужно путать самостоятельность с независимостью. Да, футбол хочет быть самостоятельным. Но он не может быть независимым. Нужно понять, в каких вопросах государство может вмешиваться, а в каких – нет. Государство не может влиять на процессы управления футболом, регламентировать правила игры. Не нужно разрушать корпоративность футбола. Раз ФИФА объединила 2007 стран, значит, она имеет право устанавливать свои порядки. Зачем их разрушать? Футбол – огромный мир, он не может обойтись без саморегулирования. Но неправы те, кто хочет приравнять футбол к остальным видам экономической деятельности.
– Имеете в виду недавние инициативы депутатов Европарламента?
– В том числе. Европейский союз уже давно все отрегулировал: какие бананы куда нужно поставлять, кто что должен выращивать… Теперь он хочет регулировать футбол. Но не забывайте, что в Европе 53 футбольных страны. А что делать нам? Почему сегодня РФС должен жить по правилам, которые ЕС напишет для европейского футбола? А он напишет – это будет касаться трансферов, свободы передвижения игроков. А дальше на базе G14 они сделают организации, подобные НХЛ и НБА. Политики куда идут? Где народ и деньги. В футболе все это есть. И что тогда? Богатые пойдут к богатым, деньги – к деньгам. А сила футбола знаете в чем? В том, что клуб из Уссурийска может выиграть Кубок страны или чемпионат России, пройдя через все лиги. У него есть стимул развиваться. А так никаких стимулов не будет.
– И все-таки события в Италии, нарушения, выявленные в федерациях футбола Польши, Македонии, свидетельствуют о том, что мир футбола не может быть замкнутым, он нуждается в контроле…
– Конечно. Я об этом и говорю. Мы должны привлекать государство к решению проблем, накопившихся в футболе. И в этом году мы с этими проблемами будем разбираться – это я вам обещаю. Если некоторые люди сегодня пытаются расставлять команды по турнирной таблице, вступают в сговор с другими, осуществляют подкуп должностных лиц, то с этим нужно бороться соответствующими методами. В том числе привлекать людей к уголовной и административной ответственности. А такое право есть только у государства. Вот в Липецке тренер вывез команду в лес и «подключил» к разборкам людей с битами. Неужели только РФС должен с этим разбираться? Также мы обратились к правоохранительным органам, когда пригрозили расправой арбитру Валентину Иванову. И это только первые шаги.